Каждый родитель хочет видеть в своем ребенке юное дарование:одни мечтают вырастить известного музыканта, другие –талантливого художника или гения науки. Самое главное в этом деле –правильно определить способности ребенка и помочь в их развитии. Как это можно сделать, LifeSpa рассказала детский психолог Анна Воронова.

Способности –это потенциальные возможности человека к приобретению знаний и умений, некий природный «резерв», развивающийся в течение всей жизни. Их направленность может быть разная. Чаще всего выделяют художественные, музыкальные, математические, литературные, лингвистические, спортивные способности, хотя этот перечень далеко не полный.

Способности не даются в готовом виде от рождении –они развиваются в процессе развития ребенка и становления его личности. «В разные годы жизни у ребенка наблюдается повышенная восприимчивость к каким-то умениям, например, в раннем возрасте –к усвоению языка, на котором происходит его общение с родными, в дошкольном возрасте дети отличаются богатством воображения, что проявляется в общении со сверстниками, в школе зарождается интерес к определенным предметам. Таким образом, с каждым годом у детей происходит преобразование психических свойств –какие-то способности проявляются в большей степени, другие же становятся менее выраженными».

Интересы ребенка чаще всего зависят от индивидуальных особенностей его характера и условий развития. Его окружение –семья, друзья, педагоги, – все они в разной степени способствуют пробуждению интересов и развитию способностей. Задача родителей –предоставлять ребенку возможность познавать мир всевозможными способами. Ведь интерес к чему-либо проявляется лишь при наличии выбора.

По словам Анны Вороновой, важно чутко реагировать на зарождающийся интерес к различным видам деятельности. «Необходимо как можно раньше познакомить детей с книгами –уже в год многие дети с удовольствием слушают небольшие стишки и потешки. Важно подбирать и читать такие рассказы и стихи, которые бы подходили по возрасту и своим содержанием могли заинтересовать маленького читателя. Если у ребенка появился интерес, например, к музыке, то родители должны предоставлять ему возможность чаще слушать хорошую музыку, обсуждать с ним прослушанные произведения и просто беседовать на музыкальные темы. Если ребенок хорошо рисует и интересуется живописью, можно попробовать рисовать вместе с ним, придумывать сюжеты для картин, читать книги о художниках, пробовать различные техники рисования, а также посещать музеи и картинные галереи», –говорит Анна Воронова.

Заниматься с детьми нужно не только индивидуально, но и коллективно, например, в специализированных кружках, чтобы ребенок мог общаться со сверстниками и гармонично развивался как личность. И самое главное –родители должны поощрять ребенка, хвалить его за успехи и поддерживать в минуты неудач и разочарований. Такая работа требует от родителей большого терпения. «Родители не должны навязывать детям свои интересы –если вы всегда хотели стать великим художником, а ребенок не любит рисовать, не стоит заставлять его, так как ничего хорошего из этого не выйдет», –считает Анна Воронова. По словам психолога, нужно также понимать, что с возрастом увлечения ребенка меняются, и относиться терпимее к этой переменчивости.