Если ребенок постоянно вертится, торопится и быстро утомляется, то он не просто непоседа... Все это признаки синдрома гиперактивности.

Сын моей подруги – второклассник Сережа, ученик престижного московского лицея – после школьных каникул не хочет ходить в школу. Он медленно читает, боится выходить к доске и на уроках витает где-то в облаках, одновременно разрисовывая последний лист тетради забавными человечками. К сожалению, к увлечению рисованием это не имеет никакого отношения. На уроках рисования он предпочитает делать бумажных птичек и запускать их в девочку на соседней парте.

Жалуется учительница, жалуются родители, а моя подруга с отчаянием твердит, что Сережу ждет карьера неудачника: нет ни одного дела, на котором он мог бы сконцентрироваться хотя бы на минуту. Увещевать и наказывать мальчика бесполезно - Сережа страдает синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Такие дети действительно перепрыгивают с одного занятия на другое, неспособны заниматься именно тем делом, какое требуется в данный момент, пропускают мимо ушей просьбы взрослых, и кажется, что вообще не замечают, что происходит в окружающем их мире.

Три основных признака синдрома гиперактивности: 

1. Импульсивность

2. Невозможность сконцентрироваться

3. Невозможность довести до конца начатое дело

Внимание – особое свойство или «фильтр» психики. Оно позволяет отбирать из тысяч различных сигналов, которые поступают в наш мозг ежеминутно, только самое необходимое. Если же придерживаться практической стороны вещей, то от внимания зависит будущая деятельность. И в этом смысле Анна права – профессии, требующие высокой способности удерживать внимание на объекте, - юриста или финансиста, для Сережи могут оказаться недосягаемыми.

Маленькие дети внимательны "по-своему" – таковы особенности развития человеческой психики. В дошкольном возрасте их привлекает все яркое, громкое, звучное, но стоит появиться новому предмету, как старый перестает существовать. К концу дошкольного возраста дети постепенно начинают управлять своим вниманием. Сначала это происходит с помощью родителей и других взрослых, которые приучают ребенка к новым видам занятий и учат читать. Затем дети сами направляют внимание на интересующие их предметы, осваивают интеллектуальные игры, разгадывают более сложные загадки. К началу обучения в школе устойчивость внимания (способность не отвлекаться) возрастает примерно в два раза. Если этого не происходит, как в случае с Сережей, - начинаются проблемы. Дефицит внимания затрагивает и остальные сферы - такому ребенку трудно высидеть на уроке, его тело взбудоражено, руки вертят ручку, скребут по парте, голова поворачивается то влево, то вправо, так же скачут мысли, и даже при хороших знаниях ребенок не способен дать правильный ответ. Беспокойство проявляется не только на физическом, но и психическом уровне. А внутренний хаос ухудшает настроение, приводя к внезапным приступам ярости.

Гиперактивного ребенка характеризуют:

ЭМОЦИИ:

  Ярко выраженные эмоциональные реакции

  Неконтролируемые приступы злости

  Способность к разрушительным действиям

  Стремление к контактам со взрослыми, дискомфорт,   бравада, обиды в отношениях со сверстниками

ДВИЖЕНИЕ:

  Беспокойство

  Постоянная двигательная активность

  Неумение побыть в неподвижности даже короткое время

  Хаотичность движений

ИНТЕЛЛЕКТ:

  Неумение планировать

  Поспешность в ответах ("не подумав")

  Повышенная утомляемость

  Поверхностность

  Болтливость

  Невнимательность

Само по себе внимание имеет несколько характеристик: произвольность, переключаемость, избирательность, концентрация, устойчивость. У Сережи страдают все компоненты. Неустойчивость внимания проявляется в том, что мальчик постоянно отвлекается. Слабая избирательность не позволяет ему сосредоточиться на требуемом в данный момент задании, а трудности в переключении с одного вида заданий (или занятий) на другой - например, со счета на чтение, говорят о плохой переключаемости. При синдроме гиперактивности не помогут замечания, потому что произвольность внимания (умение сосредоточиться "по требованию") у такого ребенка тоже нарушена.

Коррекция внимания

Для преодоления этих нарушений ребенку потребуется комплексная программа со специальными упражнениями.

I. Тренировка поведенческих навыков. Ее цель - изменить дезадаптивное поведение ребенка.

Задача родителей оказать поддержку, проявить искреннюю заботу и интерес, показать, что правильное поведение влечет за собой большую выгоду, чем «неправильное».

II. Тренировка речевых навыков. Гиперактивные дети обычно испытывают сложности в чтении и письме: проглатывают слоги, не могут соединить их в слова или заикаются. При необходимости следует привлечь педагогов, детского психолога или логопеда.

III. Развитие внимательности. Гиперактивного ребенка важно научить воспринимать детали, обращать внимание на то, что происходит вокруг, развить образную память. Можно использовать такие упражнения, как "Ключевое слово" (найти слово, описывающее конкретного человека) или "Спрятанный клад" (найти определенный предмет на картинке).

IV. Развитие мотивации

Чем больше интереса к какой-то деятельности испытывает ребенок, тем дольше он будет удерживать внимание. Важно обязательно хвалить ребенка за каждое успешное действие, поддерживать, применять систему наград (в виде похвалы, карточек успеха, или более серьезных наград - домашней или классной выставки рисунков, походов в кино или покупки мелких вещей).

 

Текст: Наталья Кириллина