20 ноября 17:02
Новый бизнес: удача или поражение?
Открытие собственного дела – это та цель, к которой в наши дни стремятся многие. Для одних владение собственным бизнесом – вопрос престижа, для других – наивысшая ступенька карьерной лестницы, а для кого-то и вовсе воплощение заветной мечты. Но, вне зависимости от мотивов и целей предпринимателя, становление нового бизнеса остается в первую очередь сложнейшей многоуровневой задачей, не имеющей шаблонного решения.
Запланированный успех
На рынке SPA и Wellness услуг, как и в любой другой отрасли, успех или поражение крайне редко являются результатом случайного стечения обстоятельств. В девяноста девяти случаях из ста успеха добиваются те бизнесмены и бизнес-леди, которые начинают свое дело не со строительства или аренды помещения будущего салона, а со скрупулезного анализа рынка и тщательной разработки стратегии.
«Первая заповедь бизнеса – заниматься тем, что ты знаешь и что умеешь», - рассказала Светлана Маркина, бизнес-леди, более 20 лет успешно руководящая Жуковским Косметологическим Центром. «Будучи профессионалом в определенной области, человек, за редким исключением, не может так же успешно вести дела в смежных областях. Я сама за 20 лет в бизнесе пробовала осваивать многие направления, не связанные с моей основной деятельностью, и все равно возвращалась к тому, что знаю и умею лучше всего».
Ошибки, которых можно избежать
Открытие собственного SPA-салона является рискованным и требующим серьезных финансовых вложений предприятием. Любая оплошность в таком деле грозит значительными потерями времени и денег, и, как следствие, непоправимым отставанием в конкурентной борьбе.
Ошибок и промахов на пути к достижению цели, конечно, полностью избежать не удастся. Впрочем, уже на этапе планирования и становления бизнеса можно облегчить себе задачу и исключить наиболее типичные из них. Джанет Д' Aнджело (Janet D'Angelo), автор книги «Стратегии SPA-бизнеса: запланированный успех» («Spa Business Strategies: A Plan for Success»), предлагает будущим предпринимателям учиться на чужих ошибках и приводит топ-лист подводных камней, о которые обычно спотыкаются начинающие бизнесмены.
Среди наиболее распространенных ошибок при создании бизнеса Джанет Д' Aнджело отмечает следующие:
- Неадекватная оценка собственных возможностей и существующей ситуации на рынке бьюти-услуг
- Непроработанные стратегии управления бизнесом и финансами
- Поверхностное изучение рынка
- Нехватка управленческого опыта
- Непродуманная маркетинговая политика
- Ошибочно выбранное местоположение салона
- Недооценка важности грамотного подбора персонала
В список Джанет Д' Aнджело вошли наиболее очевидные и легко прогнозируемые источники проблем. Но именно в силу их кажущейся простоты многие предприниматели уделяют им минимум внимания или вовсе исключают из рассмотрения. К чему это приводит, наглядно пояснила Светлана Маркина: «Новые салоны часто закрываются, не проработав и нескольких месяцев, по разным причинам. Например, из-за недостатка планирования случается, что в одном доме единовременно начинают работать по три-четыре салона красоты». По ее словам, салон, лишенный грамотного управления, может держаться на рынке достаточно долго только в том случае, если он получает стабильное финансирование, не зависящее от результатов его работы. «А такое возможно, разве что, когда салон открывается состоятельным мужчиной в качестве необременительного занятия для любимой женщины» - говорит Светлана Маркина.
Личный опыт
В бизнес в большинстве случаев идут активные, деятельные натуры, пренебрежительно относящиеся к разнообразным теориям. Их можно понять: в данном случае непосредственный опыт гораздо более ценен и значим, нежели любое теоретическое построение.
Личным опытом поделилась Валентина Анатольевна Шейко, хозяйка открывшегося в ноябре 2010 года косметологического салона премиум-класса «Lantan».
«Идея открытия собственного салона родилась у меня давно, почти шесть лет назад. На подготовительном этапе мы провели целый ряд маркетинговых исследований: для выбора названия салона, разработки его концепции и набора процедур, подбора косметической линии, марок оборудования и многого другого.
Специально, чтобы глубже понять бизнес, изучить его изнутри, я устраивалась и работала администратором и управляющим в нескольких салонах красоты. Кстати, именно благодаря этому опыту, у меня появилась идея создания в моем салоне детской комнаты, которая позволила бы клиенткам записываться на процедуры на удобное время, не задумываясь о том, с кем оставить ребенка».
Не избежала Валентина и некоторых трудностей. Одной из них стал выбор косметической линии:
«До того, как принять окончательное решение, мы изучили, на каких линиях работают наши конкуренты - чтобы не повторяться и, в то же время, держать высокую планку. Я сама неоднократно ездила на мастер-классы в качестве модели, пробовала различные линии на себе, консультировалась с независимыми мастерами-экспертами».
Но больше всего сложностей вызвало отнюдь не техническое оснащение салона, и даже не прохождение законной процедуры регистрации бизнеса. Главным камнем преткновения оказался набор персонала:
«На деле, набрать подходящих мастеров оказалось сложнее, чем руководить ими. Критерием отбора для меня служил не только профессионализм мастера, но и его энергетика, манера говорить, отсутствие агрессивности и высокомерия в поведении.
Для меня важно, чтобы гости приходили в мой салон не только за качественными услугами, но и за настроением. А теплую атмосферу в стенах салона может создать только сплоченный и тщательно подобранный коллектив».
В том, что подбор персонала является одним из определяющих будущий успех SPA-салона факторов, уверена и Светлана Маркина:
«Основную сложность составляет подбор персонала. Мастера-педикюра и маникюра, массажисты, парикмахеры – крайне специфические работники. Все они привыкли работать на себя. Таким специалистам довольно сложно ставить жесткие рамки и добиваться от них неукоснительного соблюдения условий работы. Принимая на работу мастера, я в первую очередь обращаю внимание на то, как он подает себя. Бизнес – это умение продавать, и если мастер может «продать себя», значит, он заработает деньги и себе, и мне».