В последние 5-6 лет работодатель проявляет больше лояльности к потенциальным кандидатам при оценке личных и профессиональных качеств на этапе собеседования.

Однако в отдельных сферах бизнеса в виду повышения уровня конкуренции, требования к специалистам также повышаются. В первую очередь это касается подбора специалистов в клиентоориентированном бизнесе, в силу того, что активно развивается малый и средний бизнес в области оказания различных видов услуг и сервиса. Особое место здесь занимает индустрия красоты, где наиболее остро стоит вопрос по привлечению, удержанию и закреплению клиентов в каждом конкретном салоне.

Пути поиска

Подбор персонала для спа-салона должен осуществлять опытный специалист, который учитывает совокупность трех составляющих: опыт и необходимые навыки, которые требует непосредственная должность, личные качества и мотивация потенциального кандидата. Безусловно, каждый уважающий себя салон будет подбирать специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности. Таких, кто в первую очередь имеет специальное образование, подтвержденное дипломами и дополнительными сертификатами, а также имеющих минимальный опыт работы. У таких кандидатов уже закрепились определенные профессиональные навыки. Но ведь опыт и профессиональная компетентность не дается нам от рождения, а приобретается на практике. И не всегда мы можем найти специалиста с большим послужным списком. Тогда целесообразно развивать наставничество внутри салона, когда более опытный специалист курирует и учит нюансам профессии новичка. Лучше, если владелец салона директивно закрепит это за опытным человеком, и, по возможности за небольшое материальное вознаграждение, чтобы у специалиста была мотивация заниматься наставничеством.

Внутренний дар

Наряду с образованием и опытом важны личные качества потенциального кандидата. Успех SPA-бизнеса во многом зависит от личных качеств сотрудников салона. У специалиста может быть и высшее образование, и сертификаты о посещении тренингов, но если у него тяжелый и закрытый характер, если он ведет себя угрюмо и неконтакто, то привлекать и удерживать клиентов он не сможет. Возможно, кто-то придет к нему в первый раз по незнанию, но во второй скорее всего будет искать более гармоничного и приятного специалиста. Тем более рынок индустрии красоты предлагает достаточно широкий выбор специалистов с различными качествами и характеристиками.

Мастер души

Клиент приходит в салон в первую очередь, чтобы расслабиться, зарядиться эмоционально, одухотвориться и уже потом провести необходимые манипуляции со своим телом, внешностью. Специалист, работающий с клиентами должен обладать гибкостью характера, высоким уровнем коммуникативных навыков, «умной» стрессоустойчивостью, доброжелательностью, эмпатией, чувствованием людей, умением осуществить подстройку к каждому конкретному клиенту. Цель подстройки – это танец взаимной отзывчивости в текущий момент времени. Специалист салона находится к клиенту очень близко, фактически в его интимной зоне, поэтому для него наиболее важно иметь необходимые качества личности для установления той атмосферы доверия, конфиденциальности и участия, в которой люди могут взаимодействовать свободно. Умение почувствовать клиента, подстроиться под все его вербальные и невербальные посылы создает максимальную атмосферу доверия.

Профессионал – что это значит

Для специалистов индустрии красоты очень важно быть ухоженным. Внешний вид - это часть внутренней культуры человека. Если он уважает себя, значит он также уважительно относится к другим людям. В первую очередь речь идет о здоровых волосах, зубах, коже лица, руках, маникюре, стиле в одежде, отсутствии посторонних запахов (в частности, запаха табака, резких парфюмов). Все это можно отследить на собеседовании с первых секунд встречи. Также важна культура речи: стоит обратить внимание, как специалист строит свою речь, ее структуру, искренность и естественность, а также тон, тембр, мягкость голоса, темп речи, отсутствие слов-паразитов и слов-сомнений. Наличие таких слов в речи выдает внутреннюю зажатость, скованность, отсутствие профессиональной компетентности, низкие коммуникативные навыки. А ведь умение выстраивать коммуникацию с любым человеком – самое мощное профессиональное качество специалиста в сфере спа.

Работа на успех

Важный критерий отбора – это мотивация потенциального кандидата, его сильное внутреннее желание постоянно самореализовываться в сфере индустрии красоты, и в частности, в вашем салоне. Составляющие внутренней мотивации – это самооценка и достоинство человека, его образование и повышение квалификации, достижения в сфере профессиональных интересов, именно то, что он вкладывает и готов вкладывать в саморазвитие в выбранной сфере. Все это можно понять, если задать простые вопросы о его целях и жизненных приоритетах, что уже удалось достичь, и какие цели он перед собой ставит на будущее.

В оценку уровня мотивации входит также психологическое благополучие кандидата (налаженная личная жизнь или попытки ее построить, оформленные жизненные цели, интересы и увлечения вне работы). Все эти вещи говорят о гармоничной, интересной развивающейся личности. Такой человек точно сможет привлекать и удерживать множество клиентов. На все эти вещи и нюансы стоит обращать серьезное внимание на собеседовании, строить свое интервью с учетом этих качеств. Они позволяют раскрыть и получить комплексную картину по каждому конкретному кандидату, будущему сотруднику вашего салона.

 

Текст: Варвара Уловская

Руководитель департамента тренингов и консалтинга, бизнес-тренер компании «AssetTrainingGroup», www.assetgt.ru.